
№ 66а-2865/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
судей Кудряшова В.К., Щербаковой Ю.А.,
при секретаре Сахарове Р.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-12/2024 по административному исковому заявлению П.Б. и П.В. о признании недействующим в части постановления Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 «Об утверждении Перечня имущества, обращенного в собственность Донецкой Народной Республики»
по апелляционной жалобе П.Б. и П.В. на решение Верховного суда Донецкой Народной Республики от 23 июля 2024 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 утвержден Перечень имущества, обращенного в собственность Донецкой Народной Республики (далее постановление Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341).
П.Б. и П.В. (далее по тексту административные истцы) обратились в Верховный Суд Донецкой Народной Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 в части внесения в Перечень квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
В обосновании требований административные истцы ссылались на тот факт, что указанная квартира принадлежит им на праве собственности, в связи с чем передача ее в государственную собственность нарушает их права как собственников по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением.
Полагают, что постановление Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 принято неуполномоченным органом, не было официально опубликовано и не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 23 июля 2024 года административные исковые требований П.Б. и П.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административные истцы, повторяя доводы, приведенные в административном исковом заявлении, просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Дополнительно в обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что судом не был принят во внимание пункт 15 Закона от 28 сентября 2022 года № 422- I IПС, согласно которому имущество граждан Российской Федерации не может быть обращено в собственность Донецкой народной республики. На момент принятия оспариваемого постановления П.В. являлась гражданкой Российской Федерации.
По мнению истцов, судом не исследован довод административных истцов о целесообразности и необходимости включения в перечень 241 766 объектов, не истребованы протоколы Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики о голосовании по объектам недвижимого имущества.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года № 72-1НС «О нормативных правовых актах», Закона Донецкой Народной Республики от 24 марта 2015 года № 23-IHC «Об особых правовых режимах», Закона Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2022 года № 422-IIHC «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики», постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 25 мая 2014 года № 6-5 «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения», Указа Главы Донецкой Народной Республики от 3 апреля 2022 года № 121 «О Государственном комитете обороны Донецкой Народной Республики» исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы административных истцов, и в этой связи пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Как следует из материалов дела, П.Б. и П.В. являются сособственниками по 1/2 части каждый квартиры № в доме <адрес> на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 14 января 2007 года № 482, выданного Управлением коммунальных ресурсов Донецкого городского совета, зарегистрированного в коммунальном предприятии Бюро технической инвентаризации г. Донецка 13 апреля 2007 года, номер записи № в книге №.
4 декабря 2023 года административные истцы с целью внесения сведений о праве собственности на спорный объект недвижимости в ЕГРН, обратились в территориальный отдел Управления по Донецкому городскому округу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Донецкой Народной Республики с заявлением от 4 декабря 2023 года №.
Рассмотрев указанные обращения, территориальным отделом Управления по Донецкому городскому округу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вынесены уведомления № и № от 26 декабря 2023 года о приостановлении государственной регистрации прав на указанные объекты, в связи с зарегистрированным ограничением в виде запрещения регистрации, в соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановлением Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 «Об утверждении Перечня имущества, обращенного в собственность Донецкой Народной Республики».
По административному делу установлено, что Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 25 мая 2014 года № 6-5 на территории Донецкой Народной Республики введено военное положение.
В связи с условиями военного положения Народным Советом Донецкой Народной Республики принят Закон Донецкой Народной Республики от 25 марта 2022 года № 357-IIНС «О некоторых вопросах государственного управления в связи с освобождением населенных пунктов Донецкой Народной Республики, временно находившихся под контролем Украины, и в условиях военного времени», статьей 3 которого установлено, что в переходный период Глава Донецкой Народной Республики наделялся полномочиями по изданию указов, имеющих силу закона и действующих в переходный период (с 19 февраля 2022 года и до 1 января 2023 года). В случае, если указы Главы Донецкой Народной Республики, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, имеют правовое регулирование иное, чем установленное законами Донецкой Народной Республики, применяются такие указы Главы Донецкой Народной Республики.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 3 апреля 2022 года № 121 в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 25 марта 2022 года № 357-IIНС «О некоторых вопросах государственного управления в связи с освобождением населенных пунктов Донецкой Народной Республики, временно находившихся под контролем Украины, и в условиях военного времени» создан Государственный комитет обороны Донецкой Народной Республики, утвержден его Состав и Положение (далее ГКО ДНР).
В соответствии с подпунктом 1.1 (приложение 1 к Указу) Состава Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики Председателем ГКО ДНР является Глава Донецкой Народной Республики.
Согласно пункту 1 Положения о Государственном комитете обороны Донецкой Народной Республики (приложение 2 к Указу) ГКО ДНР является высшим чрезвычайным государственным органом Донецкой Народной Республики. Создание ГКО ДНР обусловлено проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. ГКО ДНР осуществляет свою деятельность со дня опубликования указа Главы Донецкой Народной Республики о его создании и до особого распоряжения.
Пункт 2.11 Положения определяет основные задачи ГКО ДНР, в том числе, оперативное принятие решений, касающихся организации обороны Донецкой Народной Республики и территорий, освобожденных в ходе проведения специальной операции и находящихся под контролем Донецкой Народной Республики.
В случае, если постановления ГКО ДНР вводят иное правовое регулирование общественных отношений, чем установленное действующими законами и иными нормативными правовыми актами, применяются такие постановления ГКО ДНР. Постановления и распоряжения ГКО ДНР являются обязательными для исполнения всеми гражданами, государственными органами, организациями независимо от формы собственности (пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 6.21 пункта Положения по решению ГКО ДНР и до отмены военного положения и окончания интеграции освобожденных территорий Донецкой Народной Республики могут применяться меры, в том числе, введение экономических, политических и любых иных видов санкций, в том числе персональных рестрикций.
Согласно статье 2 Закона Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2022 года № 422-IIHC «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики» Перечень имущества, обращенного в собственность Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом, утверждается Государственным комитетом обороны Донецкой Народной Республики.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав положения Закона Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2022 года № 422-IIHC «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики», Указа Главы Донецкой Народной Республики от 3 апреля 2022 года № 121 «О Государственном комитете обороны Донецкой Народной Республики» сделал верный вывод о принятии оспариваемого постановления Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме и виду.
Также признаны несостоятельными доводы административных истцов о нарушении административным ответчиком требований Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года № 72-1НС «О нормативных правовых актах» в части опубликования постановления Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики», нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.
В силу положений статьи 40 Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года № 72-IHC «О нормативных правовых актах» установлено, что порядок официального опубликования законов, устанавливается законодательством Донецкой Народной Республики (часть 1). Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики определяется Главой Донецкой Народной Республики (часть 2). Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Народного Совета Донецкой Народной Республики определяется Народным Советом Донецкой Народной Республики (часть 3). Официальное опубликование нормативных правовых актов Правительства Донецкой Народной Республики осуществляется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики (часть 4). Порядок официального опубликования нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти определяется Правительством Донецкой Народной Республики (часть 5). Нормативные правовые акты иных государственных органов Донецкой Народной Республики подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики (часть 6). Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований (часть 7).
Государственный комитет обороны Донецкой Народной Республики издает постановления, имеющие нормативный характер, и распоряжения, которые подписываются Главой Донецкой Народной Республики. Решение об издании постановлений и распоряжений ГКО ДНР принимается на основе единоначалия после проведения Председателем ГКО ДНР консультаций со всеми членами ГКО ДНР на основании и с учетом поступивших от них предложений. Предложения членов ГКО ДНР отражаются в протоколе заседания ГКО ДНР (пункт 4 Положения).
Судом первой инстанции верно указано, что оспариваемый нормативный правовой акт не относится к нормативным правовым актам, определенным в статье 40 Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года № 72-IHC «О нормативных правовых актах», поскольку оспариваемое постановление Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 утверждено Государственным комитетом обороны Донецкой Народной Республики, являющимся высшим чрезвычайным государственным органом Донецкой Народной Республики, основными задачами которого являются: оперативное принятие решений, касающихся организации обороны Донецкой Народной Республики и территорий, освобожденных в ходе проведения специальной операции и находящихся под контролем Донецкой Народной Республики.
Кроме того, из материалов административного дела следует, что постановление Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 доведено до сведения административных истцов в уведомлении территориального отдела Управления по Донецкому городскому округу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Донецкой Народной Республики о приостановлении государственной регистрации прав.
Указанная позиция согласуется с положениями пунктов 31, 33, 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Проверяя содержание оспариваемого в части постановления Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По мнению административных истцов, передача в государственную собственность принадлежащего им жилого помещения нарушает их права как собственников по владению, пользованию и распоряжению указанным объектом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 ноября 2017 года № 26-П о применении на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства, определяющего особенности правового регулирования в сфере отношений собственности в переходный период, указал, что правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым и с учетом которых на основании судебного решения соответствующие объекты недвижимого имущества сохраняются в Перечне или исключаются из него (пункты 4.1, 4.2, 5).
В силу положений статьи 31 Закона Донецкой Народной Республики от 24 марта 2015 года № 23-IHC «Об особых правовых режимах», в период действия военного положения в целях обеспечения условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других войск, формирований и органов, а также нужд населения, законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть введены меры военного положения, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров (услуг) и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности, а также могут устанавливаться особенности функционирования финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем Донецкой Народной Республики. Указанные в пункте 1 настоящей статьи законы и иные нормативные правовые акты могут быть приняты на основании настоящего Закона как в период действия военного положения, так и заблаговременно до его введения.
Применение в условиях действия особых правовых режимов временных ограничений конституционных прав и свобод граждан и других лиц, иных прав физических и юридических лиц, а также предусмотренных настоящим Законом мер допускается лишь в той степени, в какой это диктуется остротой положения и необходимо для достижения целей введенного особого правового режима (часть 3 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 24 марта 2015 года № 23-IHC «Об особых правовых режимах»).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2022 года № 422-IIНС «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики», в собственность Донецкой Народной Республики обращается: имущество юридических лиц - нерезидентов, физических лиц - предпринимателей - нерезидентов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, на которое введен специальный режим управления путем назначения временного администратора по управлению данным имуществом в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики (пункт 10); имущество, обращенное в собственность Донецкой Народной Республики (государственную собственность) или муниципальных образований (муниципальную собственность) по решению Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящего Закона (пункт 11); имущество лиц, подпадающих под специальные экономические и иные санкции, предусмотренные Законом Донецкой Народной Республики от 23 октября 2015 года № 83-IНС «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)» (пункт 13); имущество, являющееся собственностью (обращенное в собственность) Донецкой народной Республики (государственной собственностью) или муниципальных образований (муниципальной собственностью) в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, актами Главы Донецкой Народной Республики (пункт 14).
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики», в собственность Донецкой Народной Республики обращается: имущество лиц, попадающих под специальные экономические и иные санкции, предусмотренные Законом Донецкой Народной Республики от 23 октября 2015 года № 83-IНС «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)».
Согласно части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 23 октября 2015 года № 83-IНС «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)», правовую основу применения специальных экономических и иных санкций составляют Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики и принятые в соответствии с данным Законом иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.
Пунктом 2 части 2 статьи 1 указанного Закона Донецкой Народной Республики от 23 октября 2015 года № 83-IНС «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)», установлено, что специальные экономические и иные санкции, предусмотренные настоящим Законом, могут применяться в отношении: 1) иностранных государств; 2) юридических лиц - нерезидентов, физических лиц - нерезидентов, иных субъектов, которые создают реальные и (или) потенциальные угрозы государственным интересам Донецкой Народной Республики.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 части 2 статьи 1 данного Закона Донецкой Народной Республики от 23 октября 2015 года № 83-IНС «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)», специальные экономические и иные санкции, предусмотренные настоящим Законом, могут применяться в отношении лиц, осуществляющих или осуществлявших: хозяйственную деятельность на территории Донецкой Народной Республики без регистрации на территории Донецкой Народной Республики, при условии уплаты налогов, сборов от такой деятельности в бюджет иностранного государства, осуществляющего военные действия (военную агрессию) против интересов Донецкой Народной Республики. К осуществлению хозяйственной деятельности на территории Донецкой Народной Республики такими субъектами приравнивается реализация товаров (работ, услуг) на территории Донецкой Народной Республики и(или) наличие органов управления субъектов хозяйствования на территории Донецкой Народной Республики и (или) наличие офисов, складских помещений, а также иных зданий или сооружений на территории Донецкой Народной Республики.
С учетом изложенного, утверждения административных истцов в апелляционной жалобе о несоответствии оспариваемого в части постановления Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2022 года № 341 «Об утверждении Перечня имущества, обращенного в собственность Донецкой Народной Республики» основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решениях. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для их отмены, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Верховного суда Донецкой Народной Республики от 23 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Б. и П.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи